Госдуме предложили внести изменения в законодательство о защите интересов сирот и детей, чьи родители лишены родительских прав.
Как считает один из юристов, законопроект оставляет противоречивое впечатление. Причиной тому – разрабатываемые законодателем дополнительные критерии по отбору опекунов и попечителей из родственников по крови не помогут защитить интересы ребенка. Другой правовед уверен, что проект создает дополнительные бюрократические препоны на пути к устройству детей, лишенных родителей.
Что предлагают законодатели для дополнительной защиты детей
10 ноября законодатели предложили Госдуме законопроект № 232772-8, задача которого – улучшить российское законодательство, касающееся устройства в семью детей, лишившихся опеки родителей. Среди прочего есть предложение внести в п.2 ст. 125 СК Российской Федерации список документов, нужных, чтобы стать усыновителями.
Поправки предусматривают, что, усыновив ребенка, сделать это еще раз можно будет спустя год после усыновления или установления опеки. Причем положение имеет силу, если малыша отдали в семью как по решению суда, так и согласно акту органов опеки и попечительства.
Семейные юристы ЮАП https://family.pravo.legal/ отмечают, что в пояснительной записке указывается, что такой запрет объясняется необходимостью адаптации усыновляемого в первый год жизни в новой семье. В этот сложный период происходит расстановка ролей, знакомство с характером ребенка, его приучение к традициям и правилам новых родителей. Одновременно осуществляется введение усыновленного в социум – школу, детский сад, места отдыха и общения со сверстниками.
Указанный запрет сопровождается ограничением числа детей-сирот, которых семья может взять на воспитание. Это также направлено на защиту детских интересов. Параллельно эта норма призвана минимизировать риск возврата усыновленных детей в детский дом. Такая норма признана 81 субъектом Российской Федерации.
Еще одно новшество касается расширения перечня лиц, которые не имеют право усыновлять или опекать детей. В частности, в этот список попали люди, не имеющие помещения, подходящего для жизни. Под таким жильем подразумевается не соответствующее санитарно-гигиеническим и иным нормам. Законопроект регулирует положение, согласно которому совместно с усыновителем не должно проживать судимое или уголовно преследуемое лицо.
Приемные родители и проживающие вместе с ним члены семьи должны предварительно пройти социально-психологическое обследование. Его результат будет одним из факторов, влияющих на принятие решения об усыновлении органами опеки и попечительства.
Принятие проекта сопровождается внесением корреспондирующих поправок в Закон об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации и ГПК. Параллельно есть предложение внести статью 15.1 в Закон об опеке и попечительстве. В ней будет оговорен порядок сопровождения усыновителей несовершеннолетних детей, которые лишены опеки родителей, во время обучения.
В свою очередь, ст. 24 этого же законодательного акта более подробно излагает детали проверки условий проживания и психологической экспертизы опекунов. Поправки предлагают также одобрить получение кредита или займа попечителем/опекуном от имени подопечного. Попечитель также может давать согласие на заключение кредитных договоров. Но эти условия касаются лишь ситуации, когда речь идет об образовательной деятельности.
Введение в силу поправок планируется на 2023 год.
Мнение юристов о поправках
Адвокат Татьяна Сустина, руководитель семейной практики КА г. Москвы № 5, относится к поправкам с сомнением. По ее мнению, введение дополнительных критериев к одобрению кровных родственников, планирующих взять в семью ребенка, представляется не совсем верным.
Уточнения и проработки требует пункт об отсутствии судимости. Если один из членов семьи обвиняется в политических или экономических преступлениях, едва ли это веская причина отказывать в усыновлении. Желание защитить здоровье и жизнь ребенка со стороны законодателя обоснованно, однако логичнее отказать только потенциальным попечителям, обвиняемым в уголовных преступлениях или направленных на угрозу жизни и здоровью. Полный запрет не обоснован.
Также Татьяна Сустина отметила пункт, касающийся одновременного усыновления одного ребенка либо братьев и сестер. По ее мнению, это спорное положение, которое не учитывает негативные последствия для сироты, оставшегося еще на год в детском доме. А ведь в это время ребенок мог прожить в семье. При этом введение обучения опекунов/ приемных родителей и дополнительных критериев в итоге позволило бы «получить» опытных усыновителей, которые могут полноценно ухаживать за двумя и более детьми. Конечно, попечительские органы оставляют за собой право контролировать подобное двойное усыновление/опекунство.
В свою очередь Евгений Тарасов, адвокат АП Ленинградской области, думает, что вносимые новшества добавляют бюрократии в процедуру устройства детей в семью. Под сомнением находится целесообразность введения нового механизма. Так, предлагается в течение двух часов провести социально-психологическое обследование приемных родителей. В таком ракурсе этот пункт послужит для «отмывания» государственных средств и выдачу заключений, не имеющих под собой реальные факты. Для действительного изучения кандидата нужно встретиться с ним несколько раз и обследовать жилищные условия.