Если заемщик не согласен с суммой задолженности по кредитному договору, которую рассчитал кредитор, следует доказать его ошибку. Изначально получить подтверждение корректности собственных вычислений.
Применяемые в конкретном случае правила начисления процентов и санкций (пени и штрафов) фиксируются в кредитном договоре. В графике платежей расписываются ежемесячные платежи согласно алгоритмам калькулятора кредитора.
Если применяются аннуитетные платежи, то в графике все суммы будут одинаковыми. Последний платеж может отличаться от прочих в меньшую сторону. Если ситуация иная, значит, допущена ошибка. Нужно помнить, что пени не могут превышать 0,1% в сутки, а проценты не должны быть больше 1% в день. Также нельзя начислять проценты на всю сумму долга: в качестве базы для начислений нужно использовать остаток средств по ссудному счету на конкретную дату.
Часто ситуация разрешается после простого обращения к кредитному менеджеру. Важно проконтролировать, чтобы он внес необходимые правки в течение ближайших 2-3 рабочих дней.
В более сложных ситуациях необходимо готовить письменную претензию. В ней следует привести подробный расчет, апеллируя к кредитному договору и его условиям. Претензия составляется в 2 экземплярах. Ее обязательно регистрируют. Один экземпляр документа передается кредитору, второй (с регистрационной отметкой) остается у заемщика. При необходимости можно приложить копии квитанций об оплате.
Обращение можно отправить и в электронном виде через личный кабинет интернет-банка. Ускорить процесс решения проблемы помогают и различные интернет-площадки, на которых присутствуют представители кредитора. Они отслеживают опубликованные жалобы и реагируют на них довольно оперативно.
Также в офисе кредитора стоит взять последнюю версию графика платежей и справку об остатке задолженности. Полученный график при сравнении с первоначальной версией, полученной при подписании кредитного договора, поможет понять, на каком этапе произошла ошибка.
Одновременно можно обратиться с жалобой на действия кредитора к регулятору – в ЦБ РФ. Данная организация принимает обращения на своем официальном сайте. Помощь оказывают и в местных администрациях, где организуют отделы по защите прав потребителей. Их специалисты помогут с составлением документов. Если кредитор отказался принять версию клиента, придется решать спор в судебном порядке. При этом необходимо учитывать множество нюансов.